Манипулировать или подвергаться манипулированию

Эпоха пропаганды

Мы живем в Эпоху Пропаганды, в условиях, когда на каждую личность оказывается мощное информационно-психологическое давление. Как ему противостоять?

Увы, наша постиндустриальная цивилизация не оставляет индивиду особого пространства для манев­ра. Порой складывается впечатление, что единствен­ная альтернатива подчинению чужому влиянию состо­ит в том, чтобы самому подчинять и управлять. Букваль­но с самого начала своей жизни современный человек оказывается перед неумолимым выбором: либо он на­учится манипулировать окружающими — либо сам станет объектом их манипулирования. И кажется, что третьего не дано.




В сознании большинства людей жизненный успех прочно ассоциируется с влиянием. Чем шире сфера вли­яния человека на окружающих, тем он успешнее.

Все мы плотно сидим на крючке системы коммерче­ского мышления, которая стремится раздавить в нас лю­бые ростки инакомыслия. При сегодняшней нацелен­ности общества на рынок знание потребителя и мани­пулирование им становится первостепенной задачей момента. Из манипулирования рынком логически вы­текает желание манипулировать своими служащими.

Ежедневно управляя своими марионетками, эта си­стема, по меткому выражению Эверетта Шострома, «играет нескончаемый спектакль продажности на сце­не театра торговли и современных рыночных отноше­ний, где вежливые кукловоды, льстиво улыбаясь, обха­живают и облизывают нас со всех сторон своими идеаль­ными, заблаговременно зазубренными и основательно усвоенными, готовыми, дежурными, безжизненными фразами».

Человек при всем желании не может существовать вне системы социально-экономических отношений. Во­лей-неволей каждый из нас должен удовлетворять свои потребности в пище, одежде, жилище, передвигаться в пространстве, лечиться и т. д. Но, становясь частью этой системы, человек незаметно перестает быть чело­веком, теперь он — клиент, заказчик или постоянный покупатель. Для менеджера по продажам он — потен­циальный клиент, желанная добыча, которая обеспе­чит его планы на будущее; для портного — костюм, для торговца, погрязшего в долгах, — счет в банке. Нас стре­мятся деперсонализировать, обезличить, избавить от тяжкого бремени индивидуальности. Ведь личностное своеобразие — помеха на пути превращения человека в послушную манипулированию марионетку.

 НЕ ДОВЕРЯТЬ НИКОМУ!

 Стальная рекламно-пропагандистская экспансия заставляет нас держаться в постоянном напряжении — еще бы, ведь придумано множество хитростей и трюков специально для того, чтобы заманить нас в ловушку, облапошить, подчинить чужому влиянию, вынудить отдать свои деньги за ненужную вещь или свой голос за нечистоплотного политика, а то и вступить в какую-нибудь тоталитарную секту.




Красивая девушка, обворожительно улыбаясь, под­ходит к вам на улице? Будьте бдительны: в лучшем случае вам попытаются всучить что-нибудь залежалое по завышенной вдвое цепе, а о худшем варианте не хочется даже и думать… Подчиненный на работе за­вел непринужденный разговор о рыбалке, которая яв­ляется вашим главным хобби? Не верьте в его спон­танность — это лишь уловка с целью, расположив вас к себе, добиться послаблений по службе. Точно так же осторожно и недоверчиво реагируйте на любые неожиданные знаки внимания, подарки, любезности — от ко­го бы они ни исходили!

В предыдущих статьях не раз подчеркива­лась опасность расслабленно-бездумного состояния: пребывания в таком расположении духа, человек, как прави­ло, направляет свое восприятие по периферическому (окольному) пути, вследствие чего легко может стать жертвой недобросовестных пропагандистов. Однако естественное и в целом разумное стремление быть бди­тельным и трезвомыслящим зачастую приводит к дру­гой опасной крайности. Человек начинает жить в по­стоянной «боевой» готовности к отражению чуждого влияния, он всех вокруг подозревает в коварных наме­рениях и па всякий случай спешит нанести упрежда­ющий удар. Свое настоящее лицо такой индивид все­гда прячет под маской, его резиновая улыбка — резуль­тат длительных тренировок. Он днем и ночью строго контролирует собственные эмоции, боясь, что на них сможет кто-нибудь сыграть с целью осуществления психологического контроля. И что же в результате?

А в результате человек незаметно для себя превра­щается в робота, в отлаженный механизм. Он перестает жить, перестает быть самим собой. Насквозь фальши­вый, маскирующий подлинные мысли и чувства, иг­рающий различные, соответствующие меняющимся ситуациям роли, он достигает нужных целей. В его ре­пертуаре бесконечное количество способов притвор­ства. Он эрудит и сыплет цитатами из Шекспира и Бул­гакова? Можете не сомневаться, все это блеф: на самом деле ОН специально выучил несколько отрывков с целью впечатлять и управлять. Он может, поражая вас своим красноречием, говорить о незем­ной красоте заката, но на деле он никогда не пережи­вал того, о чем так восторженно рассказывает, не по­лучал от этого истинного наслаждения. Он вообще ни перед чем не остановится, чтобы поймать вас па крю­чок. Умение манипулировать окружающими приносит деньги, высокое положение в обществе, известность. Однако, при наличии подобных внешних атрибутов жизненного успеха, человек не ощущает радости, сча­стья. Он вообще не чувствует себя живым.

По словам основоположника гештальт-психологии Ф. Перлза, чаще всего современный человек в духов­ном отношении напоминает мертвеца: «Он мертв; че­ловек сегодня стал куклой, а это «трупоподобное» по­ведение является неотъемлемой частью его жизни. Он нетороплив и безэмоционален, как марионетка. Он на­дежен, но лишен жизненных устремлений, потребно­стей и желаний. Его жизнь чрезвычайно скучна, пуста и бессмысленна. Он управляет и манипулирует окру­жающими в вместе с тем надежно пойман в сети соб­ственных манипуляций».




Читайте также:

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: